Доколе?

Делай что должен, и будь что будет.

пословица


Главная Статьи Гостевая

 

Гарри Поттер и князь Владимир

Некоторое время назад я наконец-то посмотрел все выпущенные на тот момент 4 фильма знаменитого цикла о Гарри Поттере. На первый – «кубок огня» меня затащили в кино. Остальные три я на следующий день уже сам скачал из локалки и посмотрел на компьютере. Потому что это неожиданно оказалось интересно.

Я сознательно не касаюсь книги – я её не читал, и говорить собственно о творении Джоан Роулинг не могу. Речь идёт исключительно о фильмах, которые пересмотрела масса детей и в Европе и в нашей стране. Не претендуя дать полноценную критическую статью о них, я просто хотел бы поделиться своими впечатлениями от просмотра и обратить внимание читателя на несколько бросившихся мне в глаза фактов.

Прежде всего – по ходу фильма постоянно происходит глобальное противостояние сил ДОБРА и ЗЛА, которая как это обычно для современного Запада доведено крайности – речь, по обыкновению, идёт не больше не меньше, как о «спасении мира».  Олицетворением сил добра, естественно, является главный герой, ему противостоит демонический суперволшебник Воландеморт. Все атрибуты, например, зла как будто на месте – тёмные пещеры, в которых прячутся монстры, кровавые надписи на стенах, бескровные перекошенные лица, чёрные плащи с капюшонами, гигантские змеи и т.п. Добро вроде как тоже представлено как надо – соответственно светлые  красивые залы, расшитые сверкающими звёздами одеяния, длинные, красиво уложенные серебристые бороды, волшебные птицы в золотых клетках  и кристально-прозрачные весело поблёскивающие очки главного героя Поттера. Эти силы добра и зла проводят  весь фильм в тяжелой и бескомпромиссной борьбе, по ходу которой все действующие лица напрягают все свои силы и подвергаются постоянным опасностям. Их хватают и пытаются задушить гигантские корни волшебных деревьев, топят огромные хищные русалки, пытаются сожрать пауки размером с дом и прочие жуткие твари. Герои рубятся волшебными мечами с какими-то драконами в подземельях, спасаются от оборотней в волшебных лесах, вызывают заклинаниями ядовитых змей и напускают их на противника. Но за всем этим шумом, звоном, блеском мечей, вихрем заклинаний – так собственно, и не объясняется – в чём заключается принципиальное отличие сил Добра от сил Зла?  Каких мыслей они придерживаются и что, собственно говоря, хотят они сделать такого злого или такого доброго? 

Не то что ясного объяснения этого, но вообще – ни малейшего намёка на это нет. Пока я смотрел кино, меня всё не покидало ощущение, что если переодеть злых и добрых волшебников – на добрых нацепить темные грязные лохмотья, а на злых надеть светлые прекрасные одеяния, вымазать добрых грязью и сменить плавную размеренную речь на злобное повизгивание, а злых, наоборот, отмыть и научить изысканно выражаться,  – то не останется НИЧЕГО, что поможет нам отличить одних от других. Да, добрые и злые фильма жестоко и бескомпромиссно сражаются друг с другом, но за что они сражаются? За власть над волшебным миром. Никаких собственно злых или добрых планов они не строят, по крайней мере, мы о них ничего не слышим, и у зрителя нет никаких оснований предполагать, что у них они вообще имеются. Тем не менее, несмотря на то, что в фильме нет никаких указаний на мысли или намерения злых и добрых сил, то есть нет ни малейшего доказательства того, что злые являются злыми, а добрые – добрыми, добрая «сторона» решительно поддерживается авторами, злая же – решительно осуждается. И это при том, что методы борьбы у обеих сторон примерно одинаковые – они одинаково рубят друг друга мечами, шпионят, подстраивают друг другу ловушки, лгут и убивают. Такое впечатление, что слова ДОБРЫЙ и ЗЛОЙ  не служат в фильме обозначением каких-то внутренних свойств, качеств тех героев, кого так называют. Скорее это – обозначение стороны, на которой герои сражаются.

Всё это очень сильно напоминает взрослые западные фильмы, где «хорошие» парни мочат «плохих» или «крестовый поход» светлых сил добра – США и их союзников против «оси зла», то есть стран-противников американской политики. Именно так и играются серьёзные политические игры на Западе – американский спецназ, зачищающий мосульские подворотни – это силы добра, очищающие мир от тёмных сил зла – международных террористов, желающих погубить мир. Русский спецназ, зачищающий грозненские подвалы – это злобные агрессоры, силы зла, идущие войной на силы добра - свободный и гордый мирный горский народ, желающий только одного – спокойной и счастливой жизни на своей земле. Факты – например, указания на преступления чеченцев, не играют в этой системе никакой роли – ведь ЗЛО и ДОБРО отличаются не своими свойствами, а стороной, на которой они играют.

Мы удивляемся этой тупой, бессмысленной, животной манере американцев всегда объявлять добрыми – себя, а злыми – врагов, мерить кровь и страдания сбитого натовского лётчика другой меркой, нежели страдания сербов, умирающих под бомбами этого лётчика? А ведь их учат этому – с детства.

 Генерала Кларка учили этому ещё тогда, когда он ходил в школу, учился правильно писать слово «Америка» и даже представить не мог, что через несколько десятилетий ему придётся посылать американские бомбардировщики бомбить чужие города. Удивляться ли, что теперь он громогласно возвещает о злодеяниях сербских военных преступников, сбивших ракетой советского производства (как могла Россия поставлять оружие террористам??) натовский бомбардировщик, выполнявший мирную миротворческую миссию по бомбардировке Белграда и ставших причиной смерти пилотов? Если бы мои мозги с детства так уродовали, я, может, ещё и не такое говорил.  Но к счастью, я вырос на сказках Пушкина и на народных былинах. Сегодняшние дети – растут на фильмах о Гарри Поттере. Наши с вами дети, господа. И это – страшно.

Я слишком серьёзно всё воспринимаю? Это всего лишь обычная детская сказка? Но психологи говорят, что именно в раннем детском возрасте закладываются основы психики человека, формируется фундамент его психологического облика – на всю жизнь. И сказка эта, становясь с годами всё страшнее и страшнее – может не кончиться никогда, стать кошмаром, который изуродует человека до неузнаваемости.

Вот ещё один, казалось бы, безобидный эпизод. Как оценивается успеваемость в сказочной школе для юных волшебников? Ученики делятся на факультеты по различным магическим специализациям. Всякий поступок, влекущий за собой дисциплинарное взыскание или, наоборот, поощрение преподавательского состава, всякий правильный или неправильные ответ, ловкое или недостаточно правильное выполнение упражнения - переводится в баллы по некой универсальной шкале, скажем, от одного до десяти. Далее эти баллы прибавляются или вычитаются из общего рейтинга факультета, который определяет его положение в общем школьном рейтинге. И опять-таки это очень точное и полное выражение трагической ситуации сложившейся в Западном мире. Личность человека, личность, которая радуется и огорчается, промахивается и попадает в цель, ошибается, или идёт правильным путём, находит кристальную истину или несёт чушь – эта личность со своими взлётами и падениями, порывами и ошибками,  симпатиями и привязанностями, живая человеческая душа и острый детский ум схематизируются, подгоняются под стандартную шкалу, измеряются баллами, да ещё и растворяется в общей массе коллектива, который несёт наказание или поощряется вместо своих конкретных членов. Тенденция эта полностью перенесена в волшебный мир из мира обычного, конкретно – всё из той же западноевропейской цивилизации, где человеческая индивидуальность всё более стирается и подчиняется интересам коллективов – промышленных корпораций, фирм различного профиля, политических партий или религиозных сект. Личность человека с её индивидуальными свойствами, желаниями, особым жизненным путём значит всё меньше, а коллектив, причём именно такой незначительный второстепенный коллектив, как коллектив сотрудников или соучеников (в отличие от высших форм коллектива – национального или религиозного) – разрастается непомерно. Дошло уже до того, что появились понятия вроде «корпоративной преданности», хотя какая к чёрту преданность может быть относительно организации по выпуску гамбургеров, постройке домов или штамповке гаечных ключей?

 

СТКС – наша держава

Наше Дело и наша Слава

Взовьется завтра до синих небес

Синее знамя СТКС…..

 

…Мы называем это Прогресс

Под синим знаменем СТКС

Мы умеем работать и жить

Не боимся творить и любить

Это время побед и чудес

Это время СТКС

 

Что такое СТКС? Компания «Современные Технологии Качественный Сервис». Это уже наша, российская фирма из Екатеринбурга. Господи, как же это стало возможным?? Что должно произойти с головой, чтобы люди собрались ЖИТЬ и ЛЮБИТЬ в рамках фирмы, предоставляющей сервис-услуги?? Как можно довести свою личность до такого жалкого, униженного состояния? А вот можно. Можно дойти, например, до запрета на служебные романы, уже широко распространенного в Европе. Ведь возникновение между сотрудниками личных отношений мешает им, отвлекает их внимает от служебных обязанностей! И это издевательство, это чудовищное насилие над личностью людей – запрет любить человека, если он работает в одной конторе с тобой – европейцы, помешанные на «правах человека», молча глотают как нечто, само собой разумеющееся! Как же удалось так подчинить, так согнуть, так унизить гордых и независимых, демократических и толерантных европейцев?! Воспитанием. Воспитанием с раннего детства в определённом духе. Воспитанием с первой книжки-раскраски, с первой увиденной рекламы, с первого детского фильма о драконах и волшебниках….

Но если о воспитательном значении данных эпизодов ещё можно спорить – скорее всего, это не направленная попытка влиять на людей, а просто отражение существующих в обществе порядков, оказывающая косвенное воспитательное воздействие, то вторая часть эпопеи, почти полностью посвященная борьбе с ксенофобией, выглядит просто как видеопособие для умственно неполноценных детей – как себя нужно вести, если плохие мальчики (силы зла) говорят гадости о хороших (сплошь хороших) «нечистокровных» мальчиках или девочках (силы добра). В кино присутствуют всего две расы – волшебники из параллельного вымышленного мира и обычные люди из нашего реального мира, да и те не особо контактируют друг с другом, живя в разных мирах и не имея зон столкновения интересов. Тем не менее, злобные нацисты и тут ухитряются нанести страшный вред всему человечеству и даже… устроить геноцид «нечистокровок» с использованием гигантского волшебного змея, убивающего жертву взглядом! Высокомерное отношение чистокровных магов-нацистов к нечистокровкам выглядит в фильме особенно нелепо ввиду того, что маги-нацисты показаны в принципе неполноценными – они трусливы, бездарны, глупы, жестоки и решительно не обладают ни одним достоинством, в противоположность сверкающе талантливым, добрым, прекрасным «нечистокровкам». Разыгрываются разные сценки (в том числе с очаровательными плачущими девочками), развиваются сложные сюжетные линии, приводятся стандартные антифашистские рассуждения вроде «всё равно какой человек нации, главное, чтоб человек было хороший» - и главное, всё это совершенно на пустом месте, всё это совершенно выдуманный и никак не вызванный развитием событий в сказочном мире поворот событий, не связанный с внутренней логикой повествования. Зато – очень даже связанный с внутренней логикой развития западного общества, в котором подавление национальных чувств является важнейшей, наиболее острой и актуальной задачей. 

Опять-таки – под видом безобидной сказки детям с пеленок внушается стержневой принцип пропаганды правозащитников-антифашистов-либералов – мысль о том, что любое фашистское (то есть негативно оценивающее какое-либо действие других народов) высказывание так называемые нацисты (то есть все, кто относиться к своему народу лучше, чем к прочим, те, кто попросту ЛЮБИТ свой народ) всегда делают не под влиянием каких-либо реальных фактов или событий,  а исключительно под воздействием комплекса неполноценности, патологической беспричинной ненависти к другим народам. Тут есть некоторое несоответствие с уже рассмотренным разделением людей на Добрых и Злых – по принципу наши – это добрые,  не наши – злые. Поразительно! Преспокойно деля в государственном масштабе все страны на хорошие (союзники США) и плохие (их противники), европейцы тем не менее высмеивают такое деление в национальном масштабе как пещерную глупость, идиотизм, психологическое расстройство и вообще фашизм. И это у них как-то укладывается в голове одновременно. Никому даже в голову не приходит сказать – неважно, союзник США страна или противник – главное, чтобы она была хорошая! Как же можно назвать подобный «государственный фашизм» и чем он лучше национального? Чтобы таких вопросов у людей не возникало, их надо воспитывать и воспитывать с детства. Но ужасно, что теперь так воспитывают – и наших детей.

Вообще общая тенденция Западной цивилизации к тотальному снижению роли человеческой личности показана в фильме столь полно, что остаётся только развести руками.  Подумаем – чем были магические предметы для героев сказок прошлого? Все эти мечи-кладенцы, шапки-невидимки, ковры-самолёты и прочие магические принадлежности были лишь техническими средствами, чья эффективность далеко превосходила возможности современной сказкам науки. В частности, разработка шапки-невидимки сегодня уже идёт полным ходом – и никакое это не волшебство. Таким образом, волшебные вещи прошлого были попросту инструментами, которые герои сказок использовали в своих целях. Сама же сказка, сами события в вымышленном мире развивались по воле героев, то есть одушевленных существ – русалок,  леших, змеев-Горынычей, злых и добрых волшебников, и самое главное, людей, которые с помощью магических артефактов и собственной смекалки одерживали победы над существами волшебного мира.  И всё это было не просто так – не даром существует понятие «мораль» басни или сказки. В каждой такой вымышленной истории моделировалась определённая ситуация, создавались определённые трудности, вставшие перед человеком и … указывался путь их преодоления. По сути, древняя сказка была методом передачи опыта, то есть в лёгкой развлекательной форме выполняла функции воспитания и обучения ребёнка. В частности, в сказках было сформировано совершенно определённое отношения к вещам. Всякая вещь, пусть даже такая драгоценная и уникальная, как шапка-невидимка, должна служить интересам человека, человек должен быть её хозяином, а не слугой. Не вещи должны определять поступки человека, а, наоборот, человек должен использовать вещи в своих поступках, в своих целях.

Что же мы видим сегодня? Как было уже сказано, в магической школе для волшебников, в которой и разворачивается основное действие фильма, ученики разделены на факультеты по специальностям, причём специальности очень сильно отличаются друг от друга и, соответственно, серьезно влияют на жизнь человека, их выбравшего. Каким же образом осуществляется разделение детей-первоклашек по этим специальностям? Логично предположить, что будут задействованы родители, будет выслушано мнение самих детей, преподаватели проведут какие-то беседы с детишками, выполнят какие-то тесты, позволяющие судить об индивидуальных качествах учеников и об их перспективности для конкретного учебного направления. Но нет, ничего подобного. Проблема исследования свойств человеческой натуры решена в школе волшебников с гениальной, но почему-то даже пугающей простотой – на детишек просто надевают волшебную говорящую шапку, которая и делает выбор за людей!! Которые таким образом, избавляются от нужной и кропотливой работы, возни с экзаменами, беседами и опросами, а попутно… от возможности повлиять на свою судьбу, которая передаётся неодушевлённым предметам – в нашем мире машинам (компьютерам, которые уже сейчас на Западе решают вопросы отбора на работу, в частности, тестирования знаний), а в волшебном  - магическим  предметам. Разумеется, машины делают люди для своих целей, но всё-таки машина – не человек. И неизвестно, к чему может привести подобное перераспределение функций, скорее всего – к схематизации и стандартизации человеческого мышления, к прилаживанию его к машинному уровню (коль скоро, для того чтобы получить хорошую работу, надо пройти тест на машине). Вернее, к опусканию его до уровня машины – то есть груды железок, да ещё и с глючным виндовсом в виде ОС.

Эта тенденция – не дополнение человеческих возможностей машиной, а вытеснение ею человека – настойчиво проведена не протяжении всей киноэпопеи.  Так, в последнем фильме проводятся масштабные соревнования юных волшебников из различных магических школ в умении выполнять разные волшебные упражнения, как то: пинать огнедышащих драконов, ловить русалок, плавать под водой без доступа воздуха и т.п. Как же отбираются ученики для участия в этих испытаниях? Вы думаете, собирается педагогический коллектив, и все учителя долго нудно спорят о том, кто же из их подопечных более всего достоин чести представлять школу на столь ответственных соревнованиях? Да Бог с Вами, зачем им это? Процедура опять-таки организуется просто и быстро, без каких-либо затрат времени и умственных усилий. Просто записки с именами кандидатов бросают в волшебный кубок, и чья записка там остаётся – тот человек и выбирается. По каким принципам это происходит? Какие качества нужны, чтобы быть первым? Как заслужить подобное доверие и как к этому доверию относиться? Допустимо ли лгать или подставлять конкурентов ради победы? НИ ОДИН из этих вопросов даже не затрагивается авторами фильма, как будто в жизни этих вопросов и не существует вовсе. Впрочем, вру, последний вопрос если и не рассматривается, то затрагивается. Но как!

К соревнованиям допускаются ученики старше определённого возраста.  Разумеется, младшие им завидуют и тоже мечтают о победе (то что надо завидовать тем, у кого есть какие-нибудь преимущества перед тобой, даже не подвергается сомнению в фильме, как будто так и надо). И вот пара младших учеников идут на обман – они произносят «состаривающее» заклинание, которое искусственно добавляет им недостающие для допуски к соревнованиям годы. Они подходят к кубку, чтобы сунуть записки, но вдруг – бух, бух! – кубок отбрасывает их с ярким столбом искр – хитрость не сработала! Окружающие смеются – мол, дурачки, куда же вы полезли. Таким образом, НЕУДАВШАЯСЯ попытка обмана вызывает у волшебного коллектива пренебрежительное отношение, почти осуждение. Но к чему относится это осуждение – к самому факту лжи, или лишь к неудачному её применению? Весь смысл эпизода говорит о том, что насмешки вызывает не сама ложь, а лишь её неудача, что если бы хитрость сработала, и ребята получили бы желаемое, пусть и обманным путём, они заслужили бы почтительное восхищение соучеников. 

Куда же девались из фильма нормальные человеческие понятия о хорошем и дурном, простейшие банальные правила жизни в коллективе? Ещё много веков назад даже в законах диких степных татаро-монгольких варваров, почти не умевших писать и читать, не обладавших ни единым из достижений современной цивилизации, одним из главнейших преступлений считался «обман доверия». Даже дикари из полинезийских джунглей и те понимают, что обман друга, товарища, сослуживца – это нехорошо, ибо такой обман разрушает атмосферу благожелательного и дружественного отношения между людьми. Но нет – ученики волшебной школы, выдуманной в одной из наиболее развитых стран Запада, персонажи сказки, насквозь пропитанной современнейшими завоеваниями демократии вроде толерантности и гуманизма – вот так запросто, в глаза, при сотне свидетелей, идут на обман, даже не скрываясь, даже не сознавая, что они делают что-то дурное! И ладно бы они сами не сознавали – но изо всей сотни свидетелей НИ ОДИН не считает нужным даже сделать им замечание, выразить хотя бы сомнение в правильности их действий! Вот что, пожалуй, тут самое поразительное.

Нет, конечно, всё сказанное не имеет цели создать впечатление, что «Гарри Поттер» - это что-то демоническое, какое-то пособие по уничтожению морали и основ существования мировой цивилизации.  Конечно же это не так. Например, в том же кино про конкурс главный герой, уже выигрывая в конкурсе, вдруг обнаруживает, что несколько его друзей в опасности. Бросив конкурс, он устремляется на помощь и спасает их, тем самым давая пример верности друзьям. И это прекрасно. Но как всё это преподнесено! Колебания героя перед тем, как прекратить свой рывок к победе, вся атмосфера эпизода, подающая решение Гарри как некую великую жертву, как НЕЧТО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ, не может не вызывать удивления.  Ну ладно бы речь шла о чём-то действительно ценном! Ладно бы у меня был выбор – стать президентом России или спасти жизнь другу! Никто из нас не идеален, а я уж тем более, и, по правде, сказать, в таком случае мне трудно было бы без сожалений принять то решение, которое я должен был бы принять. Тут мне оставалось бы только молиться Богу, чтобы Он укрепил меня и дал бы мне силы пожертвовать таким блестящим возвышением ради того, чтобы спасти жизнь близкому человеку. Но победа в каком-то паршивом конкурсе – разве её цена соизмерима с ценой жизни твоего друга?!  У кого же хотя бы на миг может возникнуть колебание – что же выбрать?! Только у морального урода. Но у главного положительного героя обсуждаемого фильма такие сомнения возникают. И это что же, высшее проявление добра, самое лучшее, что могла создать западная киноиндустрия, тот потолок, выше которого она подняться не может?

 Похоже, что так. Но и это не самое главное во впечатлении, оставленном у меня фильмом. Пожалуй, главное, что я ощущал, просматривая фильм за фильмом эту масштабную волшебную сказку с прекрасными спецэффектами, с говорящими грифонами, с  чудесными горными замками, прячущимися в волшебном лесу единорогами, карпатскими огнедышащими драконами, и тому подобными интересными и будящими воображение вещами – это пустота. В блеске мечей, вихре заклинаний, вое драконов – с каждой минутой всё больше проступала откровенная и самая банальная скука, которую оживляли лишь вышеприведенные философские наблюдения критического характера.  В чём же дело? Ну, пусть мне не нравится мораль фильма, но как фильм с таким сюжетом может быть не занимательным?

И проблема вовсе не в том, что я уже по возрасту вырос из сказок и приключенческих фильмов. Например, вчера ночью я не спал до трёх – смотрел советский фильм 90-го года по мотивам Фенимора Купера, которого все нормальные люди читают лет в 11 -14. Фильм низкобюджетный, «самодельный», без знаменитых звёзд и масштабных сцен – ну просто ребята выехали на лето отдохнуть за город и сняли чего-то там такое полушутливое-полусерьёзное, даже не претендующие на то, чтобы называться экранизацией детского романа. Но, тем не менее, у них же получился нормальный полноценный фильм! Отличная прикольная лексика, динамичный сюжет, много юмора, но и серьёзные чувства и проблемы настоящих живых людей – всё это уместилось и органически вошло в картину. Авторы даже нашли время почитать детишкам Евангелие и порассуждать на религиозные темы. Местами эпизоды просто трагические – например, героя фильма схватили индейцы и обещали долго пытать перед смертью, но отпустили под честное слово на сутки – чтобы передать своим товарищам ультиматум о сдаче. И вот этот человек, вместо того, чтобы обмануть индейцев и остаться с товарищами, добровольно отправляется в руки дикарей, где его ждут страшные пытки и смерть, только потому… что он дал слово. Белые люди не нарушают своего слова – бросает этот человек ирокезам, и … ой, ну вот об этом, пожалуй, лучше не распространяться – то, что естественно смотрелось в 1990-м, в 2007-м уже тянет на полновесную ксенофобию. Как это так – белые не нарушают! А черные, нарушают, что ли?! Так это банальная демонстрация расового превосходства, запрещённая конституцией РФ и всеми международными конвенциями! Такие фильмы нельзя показывать детям, ведь если говорить чести «белого человека» или о «слове белого человека», которое нельзя нарушать, то дети, пожалуй, проникнутся звериной ненавистью к другим народам и хлынут на улицы громить азербайджанские ларьки… Подобных сцен не должно быть на наших телеэкранах.

А русские сказки?? Их герои вечно рубятся с иноземными богатырями, преимущественно с половцами и татарами, да ещё и приговаривают, отрубая головы «поганым», что они борются «за веру православную да за землю русскую»! Это же, по современным меркам, чистейший фашизм, ведь бороться надо только за законность, толерантности и демократию! Такие нацистские сказки нужно непременно запретить, чтобы они не нарушали стройного демократического мировоззрения в головах молодёжи! Собственно, это уже и сделано – ведь нормальные русские сказки сегодня почти вытеснены из продажи и эфира.

Но ведь это жизнь! Люди того времени именно так, как  это показано в сказке, чувствовали и действовали, так жили и так – умирали. Что значит запретить эти сказки и заменить их иностранными толерантными историями про мальчиков-отличников из школы магов? Это значит – зачеркнуть реальную жизнь наших предков, а вместе с ней – и нашу сегодняшнюю жизнь и заменить её чем-то выдуманным, искусственным, подставным.

Человеческая жизнь очень сложна и многообразна, она состоит из бесчисленного количества событий, переживаний, желаний, упущенных и использованных возможностей, недостижимых и достигнутых целей, исполнимых или недостижимых мечтаний… Понять и описать эту жизнь полностью – невозможно, как невозможно разобрать человеческий организм по клеточкам, взвесить, измерить и описать каждую, наклеить на неё ярлык и поставить на своё место на полочку. Поэтому создать историю из человеческой жизни, нормальную полноценную историю, искусство, пусть даже в лице самого великого гения, не может – слишком уж сложна и глобальна эта задача. Всякое выдающееся, да просто нормальное произведение искусства – это не «выдумывание», а отражение реальной жизни – то есть пересказ художником, писателем, поэтом своих или чужих реальных жизненных ощущений, событий, мыслей. Только такое произведение, пусть и с вымышленным сюжетом, но с настоящими живыми героями, чувствами, мыслями может полноценно давать картину человека и его жизни – и соответственно, только такое произведение смотрится нормально и естественно, заинтересовывает слушателей или зрителей.

Однако очень часто бывает так, что реальная жизнь автора не устраивает. Ведь в жизни так много неудобного, разрежающего, враждебного, так много людей, с которыми ты бы не хотел общаться, предметов, которые тебе мешают, мыслей с которыми ты не согласен. Убрать эти вещи из жизни – убить врагов, опровергнуть их мысли, убрать препятствия с твоего пути – чрезвычайно сложно. Но кто мешает убрать всё это из произведений искусства, литературы? Историк, неприязненно относящийся к политическому деятелю, описывая события, может намеренно преуменьшить роль политика в удачных политических начинаниях и наоборот, преувеличить эту роль в провальных, неудавшихся мероприятиях. Режиссёр, снимающий фильм про подростков, если он, скажем, демократических убеждений, может  исказить реальную картину, наделив молодёжь противоположных политических взглядов неприглядными, отталкивающими от них зрителя чертами, и наоборот, приписав своим политическим друзьям несуществующие добродетели.  

Вообще всякой человек, от которого зависит – в каком свете – хорошем или дурном, выставить то или иное жизненное явление, подвергается сильному соблазну «переписать» реальную жизнь, вычеркнув из неё неприятное для себя, и оставив одни приятные вещи. Но все выдающиеся деятели культуры прошлого считали своим долгом отвергать этот соблазн, бороться с ним как с чём-то дурным и постыдным.

Сегодня, подобные действия уже объявляются нормальными и законными, разрешаются под именем творческой свободы самореализации.

Художник имеет право обраться с материалом, даже историческим, как ему вздумается.... Нужна концепция, которую он высказывает. - говорит известный режиссер Тарковский.

Оно и понятно – весь ход развития западной цивилизации сегодня сводиться к освобождению человека от каких-либо нравственных и этических норм, сдерживающих его желания, в том числе желание публично оплевать врагов и конкурентов. Однако взглянем на результат такого подхода, например в живописи. Вся великая классика живописного искусства, все эти фрески в катакомбах, картины передвижников, росписи храмов и т.п. – были созданы именно как результат творческого подхода, при котором художник считал для себя необходимым «отражать» в своих произведениях действительность. Примерно лет сто назад это условие было нарушено и единственным критерием для художника было объявлено самовыражение. Что же произошло с картинами? Параллельно с нормальными психически адекватными полотнами, следующими традициям классицизма, выросло новое направление, выражавшее собой новую передовую тенденцию. По результатам творчества художников этого направления  можно судить о плодотворности самой мысли рисовать не настоящие вещи, а что-то такое выдуманное. А результаты эти – ужасны.  Взгляните на полотна даже импрессионистов, не говоря уже о более передовых направлениях. Вы увидите какие-то искаженные, уродливые тела, размазанные, кляксообразные лица, искажённые и тёмные, размытые, нечёткие контуры предметов, как будто какой-то растворяющийся, исчезающий, умирающий мир.

Как часто, глядя на какую-нибудь картину, на прекрасный замок над морем, роскошную дубовую рощу, какой-нибудь морской утёс, возвышающийся над скалистым берегом, мне хотелось попасть туда, в описываемый художником мир и увидеть, ощутить его, насладиться им – запахами трав, шумом прибоя, солнечными зайчиками, пробивающимися на ветви лесных кустов сквозь кроны деревьев. Попасть же в мир абстракционистов – хотя бы в кошмарном сне – это мерзость, которая надолго оставит в душе неприятный осадок. Я и с выставок-то современного искусства выхожу как из какого-то вонючего подвала, где и не дышится и не сидится, и не смотрится вокруг. Глянешь направо – фигура женщины, собранная из пивных банок. Глянешь налево – там проволочное дерево с презервативами вместо листьев. Посмотришь прямо – на стене висит киноэкран, а не экране – голый мужик в ошейнике на цепи ползает на четвереньках и издаёт нечленораздельные звуки. Повернешься назад – там респектабельная тетёнька-художник объясняет хорошо одетой паре любителей живописи, что вот именно рисуя мир, «как бы увиденный через задний проход», она надеется достичь наиболее полной степени художественного самовыражения, ибо отрицание традиционных предрассудков является уже само по себе немалой художественной силой… Бродишь по этой выставке как в бреду, не понимая – кто же тут сумасшедший – я или те, кто это всё тут всерьёз понавесил, выходишь – и немедленно за пивом в ближайший ларёк. Два-три классических «Старых мельника» и в голове немножко светлеет. Это у меня. Но что делается в голове у людей, которые всё это нарисовали и наснимали? Что нужно пить им, чтобы обрести хоть какое-то подобие психической адекватности? Сильнодействующие лекарства для психов? Да и те – помогут ли им, если они считают происходящее – художественной выставкой, а экспонаты – произведениями искусства.

На самом деле всё это закономерно и даже … нормально. Ведь, отказавшись от изображения реального мира, отказавшись черпать в нём силы, вдохновения, сюжеты, краски, образы, художники-модернисты остались перед пустым холстом один на один, со своими весьма обыкновенными человеческими художественными возможностями. Пройдите по вернисажу – там полно обычных классических картин со среднерусскими пейзажами, берёзками, речками, деревенскими церквями, мостиками через ручей и т.п.  Большинство этих картин выполнены художниками самых средних способностей, в самом средненьком стиле, без каких-либо выдающихся достижений. Но, тем не менее, они вполне прилично смотрятся – ведь в их основу положен реальный очень красивый пейзаж, сам по себе производящий очень хорошее впечатление на зрителя. Ну, подпортил неумелый художник этот пейзаж процентов, скажем, на 50 ну так что же – в оставшихся 50 процентах есть тоже очень много хорошего, на что стоит посмотреть. Вообще в реальной жизни есть столько всего красивого, яркого, радующего глаз и душу – сколько не черпай, за сто лет не вычерпаешь. 

Если же эту жизнь подменять выдумкой, если обыкновенная английская домохозяйка (как в случае с Гарри Поттером) пытается с нуля выдумать целый волшебный мир с разнообразным магическим  населением, то вот и получается закономерный результат – пустой, скучный, неинтересный рассказ о таких интереснейших и увлекательнейших вещах как битвы с огнедышащими драконами или  поиск волшебных кристаллов в волшебных подземельях. Вместо сложнейшего комплекса событий, чувств, мыслей, переживаний мы сталкиваемся с несколькими простейшими линиями, как бы существующими в вакууме, не дополненными до настоящей глобальной картины мира. В сущности, тут происходит то же самое, что с абстракционизмом – вместо тысяч  ювелирных прикосновений кисти, с тончайшими смесями многочисленных красок, художник наносит на полотно несколько грубых кричащих мазков и этим всё заканчивается. Раньше такой холст считали испорченным и просто выкидывали на помойку. Теперь такой холст называется гениальным произведением великого художника и стоит сотни тысяч долларов. 

Раньше, посмотрев бездарную серятину вроде Гарри Поттера, люди бы просто плюнули, пожалели зря потраченных денег и забыли бы. Теперь они – ломятся в двери кинотеатров чтобы увидеть вторую, третью, четвёртую, пятую части. И это, по сути, совсем не смешно, а ужасно, потому что наши дети, которых мы сами приучаем смотреть подобные вещи, постепенно привыкают к ним, их мышление с каждой прокрученной через их мозги серией всё больше адаптируется, то есть деградирует до уровня таких фильмов. Мало того, что, разглядывая трусливо-злобно-подлых магов-нацистов, наши дети воспитываются в духе толерантности и демократии,  так они ещё и привыкают мыслить не категориями реального мира, а упрощённо-грубыми примитивными понятиями мира вымышленного, вымышленного от начала до конца. То есть их мышление попросту разрушается, причём уже в детстве, то есть как раз в то время, когда закладывается фундамент интеллекта и личности, когда даже маленькие потери значат для человека чрезвычайно много, когда ущерб, нанесённый за час киносеанса, не восстановишь во взрослом состоянии и за год.

И ладно бы дело шло только о западной киноиндустрии, о продуктах культурного разложения европейской цивилизации! Тогда проблема решалась бы простым запретом на показ определённых фильмов определённым категориям граждан, как это сделано, например, в Америке. Но я с ужасом замечаю, что и наша местная киноиндустрия тоже постепенно приближается к западным стандартам, успешно учится выдавать потребителю мерзость, ни в чём не уступающую Западной.  В частности, уже созданы современные толерантные варианты  русских народных сказок – в частности всем известные теперь мультики «Князь Владимир» и «Алёша Попович». Реальная жизнь русских людей в Средневековье, столь ярко отражённая в старых сказках, вытравлена, выжжена, уничтожена, стёрта в их современных римейках настолько полно, что невольно закрадывается мысль о том, что это вовсе никакое не самовыражение авторов, а именно намеренное целенаправленное стирание. На что же она заменена? Разумеется, на современную западную придумку – прежде всего, естественно, ураганную непрерывную пропаганду толерантности, то есть обстоятельное разъяснение детишкам-зрителям, что у самих русских всё плохое, и поэтому хорошему им надо учиться на стороне. Какую только форму эта пропаганда не приобретает на протяжении картины! Византийский император вмешивается в политическую жизнь Руси, с целью … установления в ней внутреннего мира и благоденствия (хотя во всех учебниках истории чёрным по белому написано, что ссорить соседних варваров между собой было основой имперской политики ещё до Рождества Христова). Сын хана кочевников-степняков, пришедших грабить Русь, после некоторого периода враждебности внезапно проникается нежной любовью к русским, и фильм заканчивается дружескими объятиями и хороводами. Вокруг героев бродит всё время какой-то языческий жрец с демонической черно-серой физиономией и в чёрных лохмотьях, периодически превращающийся в диких зверей и жрущий окружающих. Основное его занятие – это тупо, методически и с попыткой изобразить русский простонародный говор повторять – «Не наше это! Чужое!», причём это «чужое», которое критикует жрец, всё время оказывается чем-то очень хорошим и замечательным, бороться против чего просто идиотизм – вроде проникающего тогда на Русь христианства.  Ну конечно само христианство тоже становиться оружием в руках пропагандистов – ведь оно «не русское», оно принесено к нам «чужими» взамен старого русского язычества. Как же так?! – просто выпирает из каждого эпизода фильма ехидный вопрос авторов. Вот вы русские так называемые патриоты, ревнители старины, чистоты корней, деревни, монастырей, веры христианской и прочей глупенькой мути, вы всё время говорите, что вам нужно своё, русское, что иноземцы вам только вред приносят. А как же христианство-то, церковки Ваши, кресты, попы, молитвы и прочая ерунда? – она-то к вам тоже принесена чужаками! Она-то вообще еврейская религия, Христос-то в Израиле родился, ну в крайнем случае греческая! Ну и где же после этого Ваши убеждения, дурачки-нацисты?!

Укус весьма ядовитый и находчивый, и более того реально действенный – ведь появились же у нас в России современные группы молодёжи, проповедующие возврат к язычеству и называющие христианство «еврейской религией для гоев». Тем более опасна попытка объявить христианство чем-то «чужим» и нерусским в мультике, предназначенном для совсем уж малолетних детей. Дети-то не понимают, не могут сопоставить, что ведь и евреи в свое время были язычниками, у них тоже был момент перехода от язычества к единобожию, просто этот переход произошел раньше нашего. Дети не понимают, что великое движение миллиардов людей к духовному обновлению и постижению более глубоких истин, не открытых язычникам, движение, которое изменило облик всего мира и открыло новую эру в истории человечества,  в принципе не может принадлежать, быть собственностью какого-то одного народа, частью его национальной культуры. Дети ещё не читали Библии, и не знают, что Христос пришёл ко всем народам мира, ко всем людям, готовым услышать ЕГО Слово (кстати говоря, евреи-то как раз этого Слова и не услышали, наоборот, резко отвергли).  Христианство никак не чуждо нам только потому, что мы приняли его хронологически после некоторых других народов. Оно наше – потому что мы приняли в его свою душу, поняли и приняли Слово Божье, обращенное к нам. Христианство – это наша плоть и наша кровь, это великая сила, которая поддерживает в нас Доброту, Красоту и Мудрость, которые мы пока ещё в значительной степени сохранили, невзирая на невыносимую череду унизительных, грязных, мучительных бедствий и страданий, через которую нам пришлось пройти за последний век.

И вот теперь эту нашу силу, эту нашу жизнь, эту нашу плоть отдирают от наших костей под развесёлые реперские мотивы современных детских мультиков? Нет, это не искусство, не самовыражение, не бизнес даже – это что-то другое. Скорее – воспитание в неком определённом духе. Воспитание наших с вами детей такими, какими их хотят видеть те, кто сегодня так страшно изуродовал нашу страну и так больно унизил нас самих, наше поколение русских людей. И видимо, главная цель этого воспитания в том, чтобы наши дети привыкли к этому унижению как к чему-то естественному, стали бы по настоящему толерантными, то есть безразличными ко всему, кроме шмоток, бухла, жрачки и секса людьми, вроде современных американцев. Цель – в том, чтобы у них и мысли не возникло мстить за прошлое или бороться за будущее, «спасать страну» как иронически выражаются в либеральных газетах. Цель в том, чтобы отнять у наших детей их будущее, которым хотят распоряжаться те, кто уже распоряжается нашим настоящим.

И сказочки про Алёшу-Поповича-раздолбая и про змея-Горыныча-репера, это вовсе не безобидное детское развлечение, которое дети посмотрят и «перерастут». Когда дети вырастут, для них уже будет готов другой, взрослый набор демократической пропаганды, который обрушится на них в своё время, не дав даже секундной передышки после «детских» впечатлений. Это будут и взрослые фильмы, и серьёзные исторические книги и передачи по каналу культура, и радио беседы, пардон ток-шоу со звездами и «аналитиками»… будет всё то же, чем мы отравляемся с вами сегодня. А пока дети маленькие – им предлагаются детские пропагандистские продукты, ничуть не меньше действующие на их мозг, чем взрослые – на наш с вами. Ничуть не меньше его разрушающие. Ничуть не меньше для него - опасные.

Владимир Поливанов

 

?????? ?????????????? ????????

Используются технологии uCoz